«Большинство политиков рассматривают таможню, как источник обогащения» — Максим Нефедов

Поделиться:

Президент Владимир Зеленский настаивает на ускорении процесса реформирования украинской таможни, которая должна стать прозрачным, понятным и удобным сервисом для предпринимателей и граждан.
Об этом он сказал во время рабочего совещания с председателем Государственной таможенной службы Павлом Рябикиным,

«Нужно ускорить реформирование Государственной таможенной службы. Украинская таможня должна перестать быть кормушкой для малых и больших коррупционеров и воротами для контрабандистов, а стать прозрачным, понятным и удобным сервисом для предпринимателей и граждан», — отметил Президент.
Зеленский подчеркнул, что реформа таможенной службы направлена на уход от сложных бюрократических процедур, которые часто становятся полем для коррупции.

В свою очередь Рябикин рассказал, что реформа предусматривает переход на новейшие технологии и диджитализацию, упрощение и гармонизацию таможенных процедур, ставок пошлины с европейским законодательством, обучение и тестирование персонала, улучшение материально-технической базы.
По его словам, уже вступил в силу закон о внедрении института авторизованного экономического оператора (АЭО).

Руководитель таможни уверил, что внедрение программы АЭО способствует приближению таможенного законодательства Украины к европейским стандартам, упрощает и облегчает международную торговлю, повышает конкурентоспособность украинских АЭО как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Также он подчеркнул, что продолжается работа над присоединением к европейской Конвенции о процедуре общего транзита. Отмечается, что в ноябре 2020 года в Украине начато применение в пилотном режиме новой компьютеризированной транзитной системы (NCTS), использование которой является обязательным условием присоединения к Конвенции, которая является основой для перемещения товаров между государствами — членами ЕС.

«Первый Деловой» телеканал собрал ведущих экспертов, чтобы разобраться в этой ситуации.

«Я бы предпочел рассматривать это не только как некий отдельный опосредованный факт, с которым надо локально разобраться и сделать вид, что все происходит как надо.

Чуть ли не каждом интервью, министр финансов отмечает, что единственное, что его интересует — это таможенные платежи. При этом на таможне продолжаются странные кадровые назначения.

В результате создается ситуация, когда на границах происходит хаос, в котором случайным образом страдают грузы и те, кто едут, и любой, кто просто не понравился конкретном инспектору.

Вместо системного подхода, контроля на основе данных и реального риск-менеджмента, мы видим просто административное давление», — говорит экс-глава государственной таможенной службы Максим Нефедов.

В свою очередь, Наталья Артемчук, координатор таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации, заявляет, что с такими проблемами страна встречается ежегодно. Новые кадровые назначения становятся причинами старых ошибок. За последний год поменялось пятеро начальников таможни, поэтому ни о какой институционной памяти речи не идет.

Максим Нефедов считает, что настоящей причиной является то, что большинство политиков и чиновников рассматривают таможню как средство личностного обогащения и удовлетворения каких-то собственных амбиций.

«Я хочу тут быть абсолютно откровенным. Ведь после того, как реформа таможни была свернута в начале прошлого года, началась чехарда назначений со своими спонсорами.  Кого-то «продавил» Офис президента, кого-то властвующие депутаты, а кого-то правоохранители. Эта борьба продолжается. Поэтому каждый из тех, кто пришел в таможню понимает, что будут работать не более трех месяцев. Вони заинтересованы в том, чтобы за это время заработать себе денег в карман, а не в каких-либо системных изменениях», — утверждает эксперт.

При этом Александр Лазарев, член правления таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации, уверен, что ежегодно бизнес сталкивается с секторальным планом проверок.  Он готовится к подписанию только под конец года, поэтому он не исключает товаров, а только добавляет их.

«У нас нет четко прописанной процедуры проверки. Тот же инспектор таможни может решать самостоятельно, будет ли он проверять документацию или сам товар.

Мы столкнулись с проблемой того, что таможенники стали проверять маркировку на каждой единице товара поартикульно, что в принципе означает остановку бизнеса. Ведь невозможно проверить 10 контейнеров с одеждой или обувью.

При этом мы не настаиваем на том, что проверки нужно совсем отменить, но альтернативой этому нужно брать во внимание документацию, которая идет вместе с товаром», — резюмирует специалист.

Читайте также
GM Energy
19 апреля 2024 года - 13:04
GM Energy представила двунаправленные зарядные устройства для электромобилей «от автомобиля...
9 августа 2022 года - 5:24
Для обеспечения бесперебойного функционирования гидропривода используется специальная тормозная жидкость
28 февраля 2022 года - 12:12
Пока что неизвестно, какое именно наследие художницы Украина потеряла
28 февраля 2022 года - 10:30
Украинская делегация ехала через Польшу