Офис бизнес-омбудсмена в октябре-декабре 2020 года получил 451 жалобу на нарушения со стороны госорганов, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и на 3% больше по сравнению с июлем-сентябрем 2020-го, сообщил Офис.
Согласно релизу, наибольшее количество жалоб компаний поступило на Государственную налоговую службу — 64%, на правоохранительные органы — 12%, на госрегуляторов — 7%.
«Среди самых распространенных налоговых проблем предпринимателей была блокировка налоговых накладных (177 жалоб), что состоит из трех типов проблем: классическая остановка регистрации накладных (100 жалоб), включение в список рисковых плательщиков (29 жалоб) и невыполнение судебных решений о регистрации накладных (48 жалоб)», — указал Офис бизнес-омбудсмена.
В то же время именно действия правоохранительных органов стали одной из причин роста количества жалоб в четвертом квартале прошлого года. Количество таких жалоб было наибольшим за последние 10 кварталов, хотя в абсолютных цифрах этот показатель не выглядит значительным — 56 жалоб, указали в Офисе.
Предприниматели, в частности, жаловались на процессуальные злоупотребления Нацполиции и СБУ, — указано в сообщении.
Свое мнение на этот счет высказала Татьяна Короткая, заместитель бизнес-омбудсмена.
«Увеличение жалоб и обращений в совет бизнес-омбудсмена — это нормально. Ведь, чем больше есть обращений, тем больше людей будет знать о нашей работе. Что касается работы налоговой службы, это традиционно, что большинство жалоб от представителей бизнеса касается именно этой проблемы. Такая тенденция была всегда.
На сегодняшний день мы видим такую тенденцию, что Налоговая служба не увеличивая давление на бизнес улучшает свои процессы. Они сосредоточились на том, чтобы оценка рисков была не пустым словом. Они пытаются уменьшить человеческий влияние, сделать все автоматизировано, а с другой стороны — включить аналитическую составляющую. Да, ошибки и нарушения есть, но их невозможно сравнить с тем, что было в начале нашей работы «, — говорит эксперт.
Татьяна Короткая уверена, что ни одна автоматизированная система не может быть без человеческого вмешательства. Но говорить об усилении давления на бизнес Налоговой из-за того, что стало больше жалоб, нельзя.
«Я допускаю, что есть злоупотребления и непрофессионализм во время налоговых проверок. Но работа Государственной налоговой службы сейчас не связана с криминальными производствами по налоговым вопросам. У нас есть Фискальная служба, которая этим занимается.
С одной стороны, в Совете бизнес-омбудсмена более 60% жалоб — на действия налоговой службы, но с другой стороны — большой процент на выполнение наших рекомендаций «- говорит специалист.
Татьяна Короткая отмечает, что полномочия Совета бизнес-омбудсмена закреплены постановлением Кабинета министров и подкреплены политической волей — это соглашения, заключенные со многими правоохранительными органами. Но основной закон еще не принят. Поэтому Совет находится в неясной ситуации, ведь рекомендации не являются законным основанием для работы правоохранителей.
«Когда закон будет принят, то полномочия будут урегулированы законодательно, кроме того, мы сможем требовать предоставления информации, в том числе закрытой, а также требовать встреч с Советом бизнес-омбудсмена. Также, мы сможем публично говорить об аудите», — резюмирует специалист.