Бизнес в апреле-июне 2020 года подал 385 жалоб в Совет бизнес-омбудсмена, из которых 68 процентов — на действия Государственной налоговой службы, 12 процентов — на действия правоохранительных органов, еще 5 процентов — на работу государственных регуляторов и 3 процента — на действия Таможенной службы.
Согласно сообщению Совета по итогам второго квартала, растет количество обращений на включение предприятий в список рисковых налогоплательщиков.
Почему бизнес так массово жалуется? Что может предпринять омбудсмен в таких случаях? Можно ли жалобы расценивать как месть предпринимателей, или же это поиск защиты от власти? На все эти вопросы в комментарии для Первого Делового телеканала ответил экономический эксперт Александр Охрименко.
По его словам, жалобы всегда были, есть и будут. Это традиция. Функция омбудсмена – принимать жалобы.
«Это характерно для всех стран мира и любой омбудсмен, который занимается бизнесом, получает огромное количество жалоб. Процентов 90 эти жалобы необоснованные, потому что очень часто бизнесмены жалуются и сами же нарушают. При этом госорганы не давят на бизнес. Если сравнить с Европой, у нас фактически бизнес не под контролем. Часто он не показывает реальные обороты производства и указывает меньшие результаты»,- говорит эксперт.
Специалист уточнил, что предприниматель хочет обмануть государство, что-то получается, а что-то – нет, а потом жалуется. Что касается налоговой, то у нас много мифов про нее, но о ней можно сказать, что скорее она просто не дорабатывает.
Также Охрименко считает, что омбудсмен никак не может помочь бизнесу, если тот подает жалобу. Ему приходит жалоба, он пишет сопроводительное письмо и отправляет по принадлежности в орган, к компетенции которого относится рассмотрение дела и контролирует рассмотрение этого обращения.
«Если человек жалуется на районную налоговую, то дело отправляется в областной или республиканский орган. Как правило жалоб очень много и это нормально для всех стран мира. Со временем омбудсмен будет говорить, что нужно увеличивать штаб, чтобы обрабатывать такое огромное количество жалоб», — сказал он.
В конце разговора экономический эксперт сказал, что государственные органы и бизнес никак нельзя примирить, так как бизнес пытается укрыться от налогов, а задача налоговой – взыскать их. Во всех странах мира налоговиков ненавидят, а налоговики ненавидят бизнес.
Напомним, что 20 мая 2020 года Верховная Рада Украины заблокировала проект закона «Об Учреждении бизнес-омбудсмена. Причина — документ не отвечает регламенту. Текст пояснительной записки к закону гласит, что закон разрабатывают с той целью, что Институция бизнес-омбудсмена должна стать посредником независимой третьей особы, которая помогает субъектам бизнеса и защищает их права на предпринимательскую деятельность.
Также мы писали о том, что украинский бизнес обратился с рядом жалоб к бизнес-омбудсмену: количество обращений существенно увеличилось по итогам первого квартала текущего года. Всего в адрес ведомства со стороны украинских предпринимателей поступило свыше 462 обращений, что на 12 процентов больше от аналогичной динамики показателей за последний квартал прошлого года.