Украина взяла на себя новую порцию обязательств в обмен на получение денег.
В конце июля глава Минфина Сергей Марченко и новый руководитель Нацбанка Кирилл Шевченко от имени правительства подписали в Брюсселе меморандум с ЕС о выделении Украине макрофинансовой помощи в размере 1,2 млрд. евро. Как оказалось, кредит на 15 лет под низкие проценты (0,125% годовых) Украина сможет получить под несколько условий. В частности, прописан вопрос зарплат членов наблюдательных советов госкомпаний, рынок газа для населения, медицинские закупки и тому подобное.
Стоит ли что-то менять в расчетах с членами наблюдательных советов — ведь в Украине они могут похвастаться не плохими доходами.
«В предыдущем Кабмине, на должности заместителя министра экономики, мы в принципе как раз разработали постановление, тогда оно было принято. Оно устанавливало определенные лимиты на зарплаты менеджмента и наблюдательных советов. Идеология была такая, чтобы сделать их ближе к частному сектору, но одновременно несколько ниже. В частности, по наблюдательных советах снизить зарплаты в крупнейших компаниях, потому что они там были очевидно велики и в принципе спокойно можно было им платить меньше. И повысить, наоборот, зарплаты в небольших компаниях, так как там были маленькие для такого уровня ответственности зарплаты и, соответственно, туда нельзя было нанять адекватных и квалифицированных людей. Я просто не знаю, до какого уровня сейчас зарплаты вернул действующий Кабмин, но такое постановление у нас есть. Эта работа проводилась, и после нее все уровни зарплат и в менеджменте, и в наблюдательных советах были более или менее привязаны к тем реалиям, которые есть в наших реалиях украинского государственного сектора, с которым здесь фактически государство конкурирует », — говорит Павел Кухта , бывший первый заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.
По словам Кухты, если смотреть на опыт разных стран — зарплаты членам наблюдательных советов весьма различны. Это зависит от местных традиций бизнеса и от того, как фактически функционируют акционерные общества в той или иной стране. Кроме того, рынок труда все же для топ-менеджеров различен в каждой стране.
«Я бы скорее говорил не о том, что нам нужно мало платить Наблюдательным советам или их вообще распустить и не иметь, я бы скорее говорил о том, как конкретно использовать этот механизм и как обеспечить то, чтобы он работал эффективно. Здесь можно учесть определенный опыт нормальных набсоветов — эффективных, в той же «Укрэнерго», например. Или же в НАК «Нефтогазе», даже несмотря на определенный конфликт вокруг этого. Есть конечно негативные определенные кейсы, не буду на них сосредотачиваться, но они есть », — говорит Кухта.
В меморандуме с ЕС прописано, что Украина должна проводить реформу управления госпредприятиями, в частности создать независимые наблюдательные советы на крупнейших 15 госпредприятиях с рыночной вознаграждением для их членов.
На время карантина Украина ограничила зарплаты на госпредприятиях до 47 тыс. грн, в связи с чем президенту Владимиру Зеленскому уже начали поступать жалобы от обиженных членов наблюдательных советов, которые остались на «голодном пайке». То есть требование ЕС, которую согласился выполнить Шмыгаль, — восстановить прежние огромные зарплаты членов наблюдательных советов.
Отметим, что ранее Зеленский уже пытался отменить ограничения на зарплаты членов наблюдательных советов, но после многочисленных возмущений в СМИ отозвал соответствующий законопроект.
Ситуация обостряется еще и тем, что в наблюдательных советах сейчас немало иностранцев.
«При моей каденции слишком большого спроса со стороны иностранцев к украинским наблюдательных советов не было. Так, иностранцы в принципе полезны тем, что могут принести определенный опыт, однако также есть и определенный минус, потому что они находятся не глубоко в украинских реалиях. Поэтому лучше в наблюдательных советах работает определенный микс между иностранцами и украинском: если иностранцы приносят определенный опыт, которого у нас нет, то украинцы приносят определенное понимание местных реалий. Совокупно, если они хорошо работают командой, то это может хорошо сработать. Но это мы говорим об «идеальном варианте». Наблюдательный совет — это искусственный продукт, который нужно каждый раз собирать снова: набирать корректных людей для корректных задач. Поэтому большое количество иностранцев, о которых сейчас говорят, были на самом деле набраны еще на первом этапе создания этих наблюдательных советов. Еще раньше, где-то 2-3-4 года назад. Это происходило тогда, когда наблюдательным советам не устанавливались четкие задачи. Тогда украинцы не очень охотно туда шли и не очень знали, что это такое. Ну так уж ситуация сложилась. Я бы не концентрировался на этом, потому что нужно концентрироваться на том, что именно этот инструмент дает и как он используется », — объясняет Кухта.
Вместе с тем, не самой большой проблемой наблюдательных советов является то, что не контролируется работа компании со стороны акционеров, то есть со стороны министерств. Или контролируется но именно с коррупционной целью.