Для отечественных цементных заводов в настоящее время сложились идеальные условия: пошлина для импортеров есть, единоличный доступ к сырью является, значительные заказы от государства, как госпроекта «Большая стройка», тоже есть. Однако отрасль не развивается. В прошлом году тогда еще министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечал, что за три месяца цемент в Украине стал дороже минимум на треть — сразу после введения антидемпинговых пошлин.
Председатель Ассоциации «Всеукраинский союз производителей стройматериалов» Иван Салий утверждает, что государство не делает больших заказов у украинских производителей. Потому что предпочитает импортным поставщикам, и объемы строительства недостаточны для развития отрасли. А вот введение пошлин позволило производителям увеличить цены более чем на 30% и заработать на потребителях дополнительно.
«Однако мы испортили отношения с Белоруссией, которая была к нам дружественно настроена — через несколько копеек и пошлины. И начали активно дружить с Турцией в плане импорта цемента », — говорит Салий.
Эксперты склоняются к мнению, что антидемпинговые пошлины были пролоббированы.
«Я помню, когда заседала комиссия по поводу антидемпинговой пошлины, там были все игроки рынка. И только один участник встал и сказал: вы нарушаете права других игроков рынка этой пошлиной. Мы пришли к выводу, что антидемпинговая пошлина принята лишь с одной целью — для того, чтобы определенным образом добиться увеличения мощностей украинского производителя и возможности концентрации нашей отечественного сырья на рынке. Однако в результате мы увидели неконтролируемую ситуацию. Ведь весь процесс контролируется именно монополистами и теми участниками рынка, которые это сделали — ввели пошлину. Там где большой бизнес — там большие деньги, там где большие деньги — там большие взятки, там где большие взятки — там лоббистские решения, и были приняты », — пояснил Игорь Бондарчук, председатель правления ГО« СТОП коррупции ».
Вместе с тем украинские производители не готовы к большим стройкам, которые требуют много цемента.
«Получим ужасный дефицит цемента и роста цен на него. Можно отдельно посочувствовать и производителям — ведь Железных дорог нет, растут расходы на электроэнергию и газ. То есть, у производителей свои проблемы », — объясняет Иван Салий.