«Страна готова выступить гарантом даже для тех, у кого нет обеспечения по кредиту» — эксперт

Поделиться:

Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков подписал закон о предоставлении государственных гарантий на портфельной основе. Документом предлагается установить, что государственные гарантии на портфельной основе могут предоставляться в объеме до 5 млрд грн по решению Кабинета Министров, согласованном с Комитетом для обеспечения частичного выполнения долговых обязательств по портфелю кредитов банков-кредиторов, предоставляемых субъектам хозяйствования микро-, малого или среднего предпринимательства — резидентам Украины, в размере, не превышающем 80% общей суммы таких долговых обязательств по портфелю кредитов и 80% по каждому отдельному кредиту.

Во-вторых, устанавливается порядок отбора банков-кредиторов и условия предоставления государственных гарантий на портфельной основе, а также размер и вид обеспечения, предоставленного такими субъектами хозяйствования.

Одновременно предполагается, что просроченная задолженность субъектов хозяйствования перед государством и перед банком-кредитором по кредитам, привлеченным под государственные гарантии на портфельной основе, взимается с таких субъектов хозяйствования банком-кредитором в порядке, установленном законодательством и соответствующим соглашением о предоставлении государственной гарантии на портфельной основе, с последующим перечислением пропорциональной доли в счет погашения задолженности перед государственным бюджетом.

Есть ли основания считать, что новый эксперимент такой государственной поддержки бизнеса со стороны правительства станет более успешнее предыдущей попытки. Подробности темы рассказал экономический эксперт Андрей Виргинский в эфире телеканала «Первый Деловой«.

В данной теме актуальным является вопрос, как именно банки собираются кредитовать своих клиентов?

«Мне кажется, что здесь нужно больше пояснить разницу между двумя программами. Потому что программа кредитования «5-7-9%» — это так или иначе просто программа кредита с низкими процентами. Но для этих низких процентов заемщик должен был подпадать под те требования, которые ставит перед ним коммерческий банк. То есть это наличие хорошей кредитной репутации, отсутствие задолженности, наличие обеспечения для кредитов и тому подобное. По таким условиям далеко не все заемщики, которые хотели бы воспользоваться данной программой, имели возможность к ней присоединиться. Параллельно правительство сейчас запускает новую программу, которая уже предусматривает не низкий процент, хотя в силу того, что есть обеспечение под государственные гарантии процент тоже будет не сильно большим. Для того заемщика или микропредпринимателя, который хочет начать новый бизнес, а него отсутствует кредитная история или не хватает обеспечения или его нет,  страна готова выступить гарантом того, что он выполнить своим обязательства. То есть здесь уже речь идет не столько о процентах, сколько о выполнении требований банков по отношению к заемщику. Заработает или не заработает? Знаете, я помню летом интервью, которое давал заместитель министра финансов и он сказал о том, что программа портфельных кредитных гарантий разрабатывается на уровне законопроекта в качестве одной из составляющих внесения постоянных изменений в бюджетный Кодекс Украины. То есть, чтобы эта программа не существовала исключительно на протяжении 2020 года, а, чтобы была постоянной и стабильной. Пока что, насколько я понимаю, все-таки выбрали момент запуска программы в этом году, поэтому изменения в основном касаются именно бюджета на 2020 год с дальнейшей перспективой уже анализа данных по результатам деловой активности на протяжении четвертого квартала и части третьего квартала, который остался, если предприниматели успеют воспользоваться этой программой для того, чтобы закрепиться с ней на постоянной основе. Как по мне, то это шаг правительства, которого обычно и требуют от него парламентарии, говоря о том: «какая же поддержка бизнеса?». Ну я не очень склонен расценивать это, как предвыборный шаг, потому что на самом деле слово «поддержка» является универсальным. Вот есть одна программа кредита, вторая программа кредитования. Какие еще дополнительные шаги в этом направлении можно ожидать при дефицитном бюджете, который, итак, имеет ограничения по эмиссиям и объемам. Ну просто так раздавать деньги как минимум сложно и невозможно. По крайне мере в сегодняшней экономической ситуации в государстве. В целом, эта программа имеет все шансы заработать. Единственный вопрос заключается в критериях. Насколько я понимаю правительство настроено на то, что это будут не все субъекты хозяйствования, а все-таки будет профильное распределение заемщиков, которые имеют желание стать участниками этой программы. По крайне мере идея была такой, чтобы кредиты под государственные программы выдавались в сельской местности или для отдельных сфер сельского хозяйства, которые нуждаются в стимулировании. Ну для этого уже нужно подробнее ознакомиться с постановлением Кабмина, которое определит, как именно банки будут присоединяться к этим программам», — сказал эксперт.

Так каким именно сферам Кабмин должен отдавать большую приоритетность в контексте предоставления кредитов? На чем должен быть акцент?

«Мне кажется, что по большому счету сфера может быть любой, самое главное — это местность. Потому что объективно есть регионы, которые анализирует Кабмин и видит, например, что там более высокий уровень безработицы в сравнении с другими территориями. Нужны ли там дополнительные меры стимулирования? Выходит, что нужны. Нужен ли там дополнительный финансовый ресурс? Нужен. Я не говорю о том, что этого всего не нужно в городе Киеве, но все-таки там доступ к финансовым ресурсам более широкий, чем, например, в отдельной местности сельских населенных пунктов. Если мы поговорим о том, сможет ли это быстро заработать. Это тоже интересно. Потому что для того, чтобы получить кредит, нужно предложить, как минимум свой бизнес-план и программу реализации возврата этих средств. Это тоже не простая дорога, которая называется: «Добрый день, я хочу начать свой бизнес, пожалуйста дайте мне кредит». Здесь нужно понимать, что банк не сильно будет ослаблять свои требования к заемщикам в контексте того, какой именно вид деятельности он будет реализовывать. Поэтому возвращение денег должно быть в реальных перспективах, если сумма денег не сильно большая. Это или сфера торговли, или сфера бытовых услуг, пищевая сфера. Возможно, если мы говорим о сельскохозяйственной деятельности, то это будут определенные кредиты, непосредственно связанные с сельским хозяйством. Но здесь еще нужно понять какие именно субъекты хозяйствования мы кредитуем и в чем их нужда? Потому что направленность программы рассчитана в первую очередь на микробизнес», — считает специалист.

Как будут финансировать гарантии по кредитам в 80% и какая тут может быть опасность для нашего экономического положения?

«Я если честно, то особой опасности я здесь не вижу. Потому, что, исходя из того, что так или иначе эта программа имеет свои лимиты и в целом программы портфельных гарантий по состоянию на сегодня регулируется в максимальных объёмах, которые допускает госбюджет. То есть у нас примерно 40 млрд гривен — это та сумма государственных гарантий, которая может предоставляться правительством под разные проекты. Половина из них пошла под гарантии обязательств «Украавтодора», часть пошла под программу «5-7-9%» и 5 млрд пойдет на эту программу займов под госгарантии. Поэтому, так или иначе показатель государственных гарантий определяется законом о государственном бюджете. У нас одним из первых предохранителем является то, что закон о государственном бюджете так или иначе проходит через стены парламента. Как следствие, если парламентарии проголосуют за закон о государственном бюджете, то они видят какой объем и под какую государственную программу рассчитан. Также этот показатель так или иначе контролируется и согласовывается с теми, кто на сегодняшний момент является нашими кредиторами — это МВФ. Поэтому выйти за границы этих гарантий нам никто не разрешит и как следствие, увеличить пакет ОВГЗ под конкретно эти госгарантии у нас не получится в силу объективных обстоятельств. Я не думаю, что инициирование банкротства заемщика будет государственной функцией. Хотя конечно нужно будет посмотреть документы, которые примет Кабмин. Между заемщиком и гарантом всегда есть кредитор. Кредитором выступает банк. Обслуживание по кредитному договору осуществляет банковское учреждение. А это учреждение заинтересовано в соответствующих договорах, так как получает свой процентный доход от обслуживания кредитного договора. Плюс, страна не на все сто процентов будет покрывать долговые обязательства заемщика, а только лишь до 80% и это не значит, что это будут абсолютные 80%. Поэтому здесь очень вероятно, что на стороне инициатора по принудительному взысканию имущества с такого должника будет либо банк, либо Украина в лице Министерства финансов. Это не только будет вопрос одного правительства и Минфина, это будет касаться в первую очередь банков. Более точно мы будем понимать ситуацию после рассмотрения договоров, которые заключит Минфин с банками», — сказал он.

Если учитывать то, что закон все же заработает и с учетом прошлого опыта, можно ли уже сейчас предвидеть конкретные риски в контексте неработающих кредитов?

«Конечно же хочется надеяться на то, что каждая успешная бизнес-инициатива будет обслуживать свои кредитные обязательства. Насколько я понимаю, то сегодня сам Кабинет министров по тем данным, которые были озвучены при презентации этой программы, допускает, что возращение кредитов будет, но в границе 10%», — сказал Виргинский.

Мы сейчас знаем, что законопроект «о механизмах обеспечения государственных гарантий на портфельном основании» лежит на доработке. Стоит ли ожидать, что этот закон заработает в Украине в текущем году?

«Конкретно этот законопроект в отношении 5 млрд гривен уже утвержден. Поэтому все, что будет касаться внесения изменений в бюджетный кодекс на постоянном основании скорее всего будет принято Верховной Радой в ближайшие два месяца. Не больше, не меньше. Если они конечно планируют и в дальнейшем реализовывать эту идею», — резюмировал эксперт.

Напомним, что в Украине банки начали активно конкурировать за заемщиков по государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9».

На данный момент лидерами заявок являются такие отечественные банки, как Кредобанк, Райффайзен Банк Аваль и Укргазбанк.

Подписывайтесь на Первый Деловой телеканал в Telegram и Facebook и читайте самые важные и свежие новости первыми!

Читайте также
25 сентября 2020 года - 14:17
За незаконное завладение автотранспорта будут сажать в тюрьму на 3-5...
25 сентября 2020 года - 13:14
Всего нарушения затянули на 735 млн гривен денежного штрафа
косметика Бабор
25 сентября 2020 года - 12:20
Негативное влияние мегаполиса, погодные перепады, постоянные стрессы и прочие факторы...
25 сентября 2020 года - 11:18
На развитие бизнеса в 2021 году рассчитывают 60% опрошенных руководителей...